Обработка дерева после выжигания

Обработка дерева после выжигания

Однажды я описывала процесс создания рисунка с помощью пирографии. Довольно детально, с описанием всех этапов и приготовлений. Но последний штрих на дереве вовсе не означает окончание работы: дерево ещё необходимо покрыть или пропитать дополнительно.

Зачем это делается? Причин существует несколько.

  1. Выжженный рисунок на дереве со временем может выцветать, соответственно, его нужно от этого защитить.

  2. Дерево восприимчиво к влаге, от которой его тоже нужно защищать.

  3. Иногда требуется дополнительно изменить цвет дерева, сохранив его при этом в первоначальном состоянии, т.е. не подвергая перу пирографа.

  4. Некоторые изделия нуждаются в дополнительной защите от агрессивной внешней среды и грубых физических воздействий.

В описании к работам я всегда указываю способ покрытия изделия, но если эти слова вам обычно ни о чём не говорят, самое время разобраться. Я не буду рассказывать о самом процессе и его тонкостях, но познакомлю с самыми популярными и доступными материалами для покрытия дерева.

Лак

Один из популярнейших материалов для покрытия дерева. Лаков существует огромное множество: для внешних и внутренних работ, глянцевые и матовые, художественные, мебельные, яхтенные, в спреях и жидкие... Но у всех них есть ряд общих черт. Лак покрывает дерево ровным тонким слоем, что защищает рисунок от внешних физических воздействий. Также в лаке содержатся вещества, выполняющие роль уф-фильтров, что защищает рисунок от выцветания. Правильно подобранный лак не будет существенно изменять цвет дерева и рисунка. Однако лак необходимо наносить в несколько слоёв и хорошо просушить, он достаточно неприятно пахнет в процессе нанесения, а также существует мнение, что лак закрывает поры дерева и оно "не дышит".

Большинство своих изделий, например, брошек я покрываю лаком, поскольку им нужна хорошая защита от солнца и дождя.

Деревянная брошь 'Профессор Снейп'

Покрытая лаком брошь успешно путешествует со мной и нисколько не жалуется

Масло

Деревянные лопатки. Пирография (выжигание), ручная работа. / Wooden shovels. Pyrography (burning out), handmade.

Деревянные лопатки, пропитанные льняным маслом.

Используемое издревле покрытие, которое очень уважают многие мастера, работающие с деревом. Выбор различных масел для дерева на рынке тоже достаточно широкий, однако часто используется рафинированное растительное масло, которое прекрасно справляется с возложенной на него миссией. Традиционно это льняное масло, которое пропитывает древесину, защищая её в первую очередь от влаги. Также масло удобно для покрытия предметов, которые будут соприкасаться с пищей - разделочных досок, деревянной посуды и т.п. Лак из-за своего химического состава для этого непригоден. Именно поэтому мне пришлось освоить горячее покрытие льняным маслом, когда я столкнулась с деревянными лопатками, которые теперь смело можно использовать на кухне и ничего не бояться. Сохнет масло быстро, но запах выветривается не сразу.

Однако, если говорить о пирографии, масло не всегда работает на пользу рисунку. Оно часто существенно меняет цвет дерева, из-за чего пропадают некоторые детали рисунка. Зато начинает чётче просматриваться структура древесины, что придаёт изделию особый шарм. Поэтому я советую предварительно проверять пропитку маслом на ненужном кусочке нового материала, чтобы убедиться, что этот способ подходит. Поскольку масло впитывается, убрать его не так просто. Хотя в интернете есть немало способов, которые, увы, чаще всего или не работают,или полностью уничтожают рисунок.

Декоративный элемент 'Сова'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Decor element 'Owl'. Pyrography (burning out), handmade.

Сова до и после пропитки маслом.

Воск

Ещё один традиционный и экологичный продукт. Прекрасно защищает от влаги, а главное очень приятно пахнет. Воски часто смешивают с маслом или веществами, которые придают ему ту или иную окраску. Воск выгодно проявляет структуру древесины, а также создаёт на поверхности слой, который должен быть отполирован, что делает поверхность дерева весьма приятной на ощупь. Не слишком актуален для защиты нанесенного на дерево рисунка, но отлично подойдёт для изделий, которые будут использоваться вне помещения.

Деревянная брошь 'Волчок'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Wooden brooch 'Wolf'. Pyrography (burning out), handmade.

Покрытую черным воском дощечку я использую в качестве фона для фотографий своих работ.

Морилка

Специальный состав, который наносится на дерево для тонирования. Как правило, морилка призвана имитировать цвет другой породы древесины, но существуют морилки и совершенно произвольных цветов, а также отбеливающие морилки, которые часто применяются при реставрации. Морилка впитывается в дерево, при этом не нарушая структуру волокон, не требует полировки, не оставляет впоследствии следов. В сочетании с пирографией может использоваться для создания лёгкого однородного фона или работы с отдельными деталями. Морилки также обладают рядом полезных свойств вроде влагоотталкивания, избавления от насекомых и т.д., и все они имеют разный состав, естественно, далекий от натурального.

Деревянная подставка-пазл под горячее 'Улитки'. Сохранённая идея. / Wooden hot stand-puzzle 'Snails'. Saved idea.

Эта идея была сохранена для вдохновения и является примером того, как можно выгодно и красиво использовать морилку для дополнительного «раскрашивания» работы

Эпоксидная смола

Сочетание прозрачной эпоксидной смолы и дерева сейчас очень популярно. В пирографии применение эпоксидной смолы сразу решает множество проблем: защищает дерево от сколов и царапин, грязи, выполняет роль уф фильтра, может добавить дополнительный легкий оттенок цвета.

Эпоксидная смола / Epoxy resin

Однако и тут есть свои минусы. По сравнению с другими материалами смола наиболее дорогостоящая. Технологический процесс её применения тоже сложнее, чем в остальных случаях.

В смоле могут оставаться пузырьки воздуха, которые будут портить рисунок. Кроме того такое покрытие лишает нас контакта с живым материалом и может свести на нет фактурность рисунка, которая нередко не просто так появляется при выжигании, а задумывается автором.

Конечно, существуют и другие пропитки для дерева, но все они скорее актуальны в столярных работах, а для пирографии в первую очередь важны защита и сохранение рисунка. Универсального покрытия нет, и всё, что я могу посоветовать в данном случае — экспериментируйте. Разные покрытия подойдут для разных случаев, рисунков, целей, изделий и возможностей.

Я не случайно указываю в описании работ способ покрытия, чтобы не оставалось никаких сомнений, что изделие прослужит долго. А теперь это и для вас не пустые слова.

Если вы хотите прикоснуться к миру пирографии ещё теснее, новые заметки, статьи и работы ждут вас в группе Tinctura.

^-Вернуться к началу | <-Вернуться к списку статей


Вы можете оставить свой отзыв или мнение о работах в комментариях ниже или же поделиться ими через популярные сервисы:

Комментарии / Comments