Техники пирографии

Техники пирографии

Мастера пирографии используют практически одни и те же материалы и оборудование, так почему же результат может получаться таким разным даже у одного и того же мастера?

Всё дело в конкретной технике нанесения рисунка, которую использует мастер. Условно их можно поделить на три типа:

1) техники, которые зависят от оборудования;

2) техники, которые определяет специфика рисунка;

3) способы художественной передачи замысла и нанесения рисунка.

Оборудование

В одной из своих статей я уже писала о разном оборудовании для пирографии, с которым мне пришлось столкнуться. Но это далеко не полный перечень, а ведь от оборудования зависит очень многое.

Сменные насадки профессионального прибора для пирографии (выжигания) и оставляемый ими рисунок.

Сменные насадки профессионального прибора для пирографии (выжигания) и оставляемый ими рисунок.

Часто какие-то интересные формы можно получить с помощью особых насадок для пирографов. Они бывают нарочито фигурными, могут изображать листья, цветочки, снежинки и прочие несложные формы. Идеальны для создания орнаментов и любых повторяющихся элементов. Однако иногда это может выглядеть слишком искусственно или контрастировать с остальным рисунком.

Также именно особая форма иглы пирографа иногда даёт новые возможности. Например, нанесение очень тонких линий. А иногда наоборот их ограничивает, особенно если поменять иглу нет возможности из-за модели пирографа, недостатка технических знаний или сложностей с поиском запчастей в этой сфере.

Примечательна новосибирская тоновая пирография, в основе которой лежит использование горячего воздуха. Здесь из-за отсутствия прямого контакта между прибором и материалом получается совершенно иной эффект. Очень мягкие края, плавные переходы и общая воздушность рисунка.

Котёнок. Новосибирская тоновая пирография (выжигание), ручная работа. Автор Николай Гладенко. / Kitten. Novosibirsk pyrography (burning out) of tones, handmade.

Новосибирская тоновая пирография. Автор Николай Гладенко.

Новосибирская тоновая пирография - авторская технология ручного выжигания по дереву Николая Гладенко, для которой он разработал прибор для бесконтактного выжигания «Огненная кисть».

Многие мастера выжигают открытым огнём. Как правило, используется это для быстрого затемнения фона. Нужна всего лишь газовая горелка. Есть возможность сохранить рисунок древесины, который будет проступать на выжженных участках, смотрится весьма симпатично.

Выжигание открытым огнём.

Выжигание открытым огнём.

Ну и, если уж говорить о приспособлениях для выжигания, нельзя не вспомнить и об обычной лупе, ведь выжигать можно и солнечным лучом. Такой способ чем-то похож на выжигание открытым огнём, но зачастую является более точным.

Специфика рисунка

Мастер пирографии всегда работает не только с деревом и огнём, но и с самим рисунком. Что отличает полотно Рембрандта от детского рисунка или картин Малевича? Характер линий, объекты, цвета и оттенки, общий стиль, уровень реализма и абстракции и т.д. Всё это создаёт неповторимую стилистику рисунка, которую нужно постараться максимально передать в пирографии.

В первую очередь здесь можно выделить негативную пирографию. Обычно, и все мы начинаем рисовать и выжигать именно так: тёмные линии рисунка наносятся на светлый фон. Смысл негативной пирографии в том, чтобы делать всё наоборот: оставлять белый рисунок на тёмном фоне. Это сложнее, требует большей внимательности, зато результат получается эффектный.

Элементы декора с изображениями крупных представителей семейства кошачьих. Пирография (выжигание), ручная работа. / Decor elements with big cats. Pyrography (burning out), handmade.

Триптих "Большие кошки"

Графичный рисунок. Здесь я говорю преимущественно о рисунках, состоящих из линий и фигур, орнаментов и узоров, простых и лаконичных объектов.

Эскиз здесь в значительной степени будет управлять действиями мастера, но задача его сделать такой рисунок аккуратным, стильным, уместным. Линии должны быть ровные, края их должны быть гладкими, закрашенные чёрным цветом участки не должны отличаться друг от друга, иметь более светлых пятен.

Подсвечники 'Тёмный лес'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Candlesticks 'Dark forest'. Pyrography (burning out), handmade.

Подсвечники "Тёмный лес"

Если говорить о рисунках, приближающихся к реализму, выжигании с фотографий, то здесь необходимы базовые знания академического рисунка или исключительный природный талант, иначе вся работа мастера пирографии рискует слиться в какую-то кашу или наоборот рассыпаться на множество разных объектов. Здесь может не быть чётких линий, однородного чёрного фона, а как передать игру света и тени — есть множество способов, которые я рассмотрю ниже.

Нанесение рисунка

Различные художественные приёмы в значительной степени зависят от всего уже перечисленного, однако именно способ нанесения рисунка даёт ему в конечном итоге жизнь.

Точечная пирография. Иначе говоря, выжигание точками. Маленькими и большими, светлыми и тёмными, частыми и редкими. Такой приём очень популярен среди современных графиков, он позволяет создавать и красивые графичные работы, и приближенные к реальности рисунки. Но вам понадобится усидчивость и любовь к медитативной работе, потому что точек будет много, больше, чем вы думаете. А думать вы скоро сможете только о точках.

Открытки ручной работы. Выжигание по бумаге и картону / Postcards handiwork. Сarton and paper pyrography
Картина 'Водоплавающее'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Picture 'Waterfowl'. Pyrography (burning out), handmade.
Броши 'Медведи'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Brooches 'The Bears'. Pyrography (burning out), handmade.
Брошь 'Кит'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Brooche 'Whale'. Pyrography (burning out), handmade.

Подборка работ в технике точечной пирографии.

Тоновая пирография. Аккуратными касаниями насадки или иглы пирографа мастер добивается плавного перехода оттенка цвета на поверхности дерева от тёмного к светлому и наоборот. Это даёт очень мягкий эффект, похоже на распределение света и тени в жизни. Минусы: переход может получиться неоднородным, как бы пятнами; сложно использовать такой подход, если предмет состоит из нескольких частей, например, на паззле.

Пример тоновой пирографии

Пример тоновой пирографии.

Штриховая пирография. Так же, как в классическом рисунке, объем и освещенность предмета передаются с помощью повторяющихся штрихов. Используется нечасто, но незаменимо, например, для имитации гравюры или создания шерсти.

Картина 'Мистер Крыс'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Picture 'Mr. Rat'. Pyrography (burning out), handmade.

Штриховая пирография.

Текстурная пирография. Если внимательно присмотреться, пирограф оставляет на поверхности дерева углубления. Это можно использовать, чтобы придать рисунку некий 3д эффект. Свет будет отражаться от граней текстуры, подчеркивая объем. Это может сделать ваш рисунок более «пушистым», поможет сделать чешую, подчеркнуть этнические мотивы или ещё раз напомнить о приложенном для создания предмета ручном труде.

Деревянная брошь 'Волчок'. Пирография (выжигание), ручная работа. / Wooden brooch 'Wolf'. Pyrography (burning out), handmade.

У волка словно топорщится густой мех.

Здесь же можно ещё отдельно обратить внимание на учёт фактуры самого материала. Создаваемая текстура может стать продолжением и повторением текстуры самого дерева. Особенно красиво выглядит учёт особенностей дерева — трещин, сучков и т.д. — и удачное включение их в рисунок.

Линеарная пирография. Способ заключается в аккуратной обводке всех линий рисунка, которые могут отличаться толщиной.

Пример линеарной пирографии

Линеарная пирография.

Выжигание локальной заливки. Я, как дизайнер, не придумала, как ещё это сформулировать. Суть этого способа заключается в том, что нужно просто жечь. Всё тёмное — чёрное, все очертания предмета — жирные линии. И никак иначе. Часто с этого начинают новички, но такой способ действительно иногда нужен для некоторых эскизов, создания определённого эффекта, заливки фона. В нём нет ничего плохого, когда мы чётко осознаем, почему и зачем используем именно этот способ.

В чём здесь отличие от простого графичного рисунка? В том, что можно было сделать это иначе, возможно, и сам эскиз изначально выглядел сложнее, но мастер нарочно упрощает это всё или согласно художественному замыслу, или просто из-за неимения опыта.

Выжигание локальной заливки

Выжигание локальной заливки.

Практически первая моя работа. Согласитесь, можно было сделать тени более плавно, а не такими черными кусками. Но это я понимаю и могу сделать только спустя сотню других работ. Практически первая моя работа. Согласитесь, можно было сделать тени более плавно, а не такими черными кусками. Но это я понимаю и могу сделать только спустя сотню других работ.

Заключение

Все перечисленные техники и факторы, которые их определяют, очень связаны между собой, поэтому рассматривать этот вопрос только с одной стороны невозможно. Зато возможно комбинировать и сочетать разные техники, пробовать их все, находить для себя оптимальные и открывать новые.

А если вы хотите прикоснуться к миру пирографии ещё теснее, новые заметки, статьи и работы ждут вас в группе Tinctura.

Вступайте, вдохновляйтесь, узнавайте новое и делитесь с друзьями.

^-Вернуться к началу | <-Вернуться к списку статей


Вы можете оставить свой отзыв или мнение о работах в комментариях ниже или же поделиться ими через популярные сервисы:

Комментарии / Comments